Перед началом разработки разрешительной документации на осуществление выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу, хозяйствующие субъекты должны провести инвентаризацию выбросов. Эта процедура позволяет выявить все источники загрязнения и определить их состав и количество, что является важным этапом в обеспечении экологической безопасности.
Инвентаризация выбросов — это систематизация информации о расположении источников загрязнения на территории предприятия, их количестве и составе. Эта процедура играет ключевую роль в корректной подготовке разрешительной документации, поскольку недостаточно полное или неточное определение источников может привести к ошибкам в расчете нормативов выбросов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»:
Требование о разработке нормативов выбросов:
I категория НВОС
Необходимо осуществить расчет технологических нормативов и разработать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности (при наличии таких веществ) в составе комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) (п.3 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
II категория НВОС
Разработать нормативы выбросов необходимо в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (далее - ДВОС) и приложить расчеты нормативов выбросов к ДВОС (п.4 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
По собственной инициативе хозяйствующий субъект может разработать нормативы выбросов в рамках КЭР при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п.12 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
III категория НВОС
Разработать нормативы выбросов необходимо только для веществ I, II класса опасности (п.4 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Также установлено требование о представлении в уведомительном порядке отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.11 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ)).
IV категория НВОС
Хозяйствующие субъекты освобождены от разработки нормативов выбросов (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Если вам требуется помощь в проведении инвентаризации выбросов или в подготовке документов для нормирования ООО «Эксперт-Эколог» готов оказать данные услуги.
Нормирование выбросов загрязняющих веществ
Воздействие промышленных объектов на атмосферный воздух — одна из основных причин загрязнения окружающей среды. Для минимизации этого воздействия применяется нормирование выбросов загрязняющих веществ.
Нормирование осуществляется в зависимости от категории объекта НВОС. Экологические нормы в части выбросов устанавливаются с учетом особенностей объекта, его мощности, характера выбрасываемых веществ и других факторов.
Этапы проведения инвентаризации:
1. Обследование территории объекта НВОС.
2. Анализ проектной документации, технологий производства, данных предыдущих инвентаризаций, результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора.
3. Определение сооружений, технических устройств и оборудования, являющихся источниками выбросов.
4. Выявление стационарных и передвижных источников, включая источники залповых выбросов.
5. Систематизация информации о расположении источников на территории.
6. Изучение состояния и условий эксплуатации установок очистки газа (ГОУ).
7. Установление характеристик источников (тип, вид, геометрия, координаты, количество передвижных источников, вид топлива).
8. Определение маршрутов перемещения передвижных источников и мест их эксплуатации, стоянки, обслуживания и ремонта.
9. Установление качественного и количественного состава выбросов, включая все возможные загрязняющие вещества.
10. Документирование результатов инвентаризации.
• Источник выбросов - это сооружение, техническое устройство или оборудование, выделяющее загрязняющие вещества в атмосферу;
• Стационарный источник - это источник, местоположение которого определено в единой государственной системе координат или может быть перемещён с помощью передвижного источника;
• Передвижной источник - это транспортное средство, двигатель которого при работе является источником выбросов.
Согласно ГОСТ Р 58579-2019 «Учет промышленных выбросов в атмосферу. Термины и определения»:
• Неорганизованный источник выбросов — это источник, из которого загрязняющие вещества поступают в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа;
• Организованный источник выбросов — это источник, характеризующийся направленным выбросом загрязняющих веществ через специально установленное устройство.
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, подлежащие нормированию выбросов (объекты НВОС), обязаны:
• проводить инвентаризацию стационарных и передвижных источников выбросов, постоянно или временно функционирующих на объекте;
• документировать и хранить информацию, полученную в ходе инвентаризации и её корректировки.
Порядок проведения инвентаризации, корректировки, документирования и хранения данных установлен приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871. Инвентаризация стационарных источников проводится не позднее чем через два года после получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Инвентаризация может проводиться следующими методами:
• Инструментальными — с использованием измерительных приборов;
• Расчетными — на основе технологических данных и нормативных методик.